Магриб и Египет в X—XIII вв.

Магриб и Египет в X—XIII вв.

Магриб в IX—X вв.

Завоевание арабами Северной Африки (по-арабски Магриб — «Запад», ныне Тунис, Алжир и Марокко) на рубеже VII и VIII вв. сопровождалось большими опустошениями и привело к упадку экономики. Коренные жители Северной Африки — кочевые, а частью оседлые берберские племена, сохранявшие ещё родовую общину, хотя и приняли ислам, но не примирились с владычеством Арабского халифата. Слабость экономических связей Магриба с центрами Халифата и стремление берберов к независимости привели его к отпадению от Халифата.

После образования Омейядского эмирата в Испании (755 г.) самостоятельный эмират образовался и в Марокко (788 г.). Вслед за тем возник эмират в Алжире и Тунисе во главе с династией Аглабидов (800—909), с центром в городе Кайраване. Аглабиды создали сильный пиратский флот, завоевали Сицилию и неоднократно грабили берега Италии, Франции и Греции. Недовольство берберских кочевых племён налоговой политикой государства Аглабидов вылилось в восстание, проходившее под идеологической оболочкой исмаилитства, которое в тот период было широко распространено не только среди ремесленников и крестьян, но и среди беднейших кочевников.

Проповедь исмаилитства среди берберских племён Туниса вёл красноречивый и энергичный Абу Абдаллах аш-Шии. Он же возглавил и восстание против Аглабидов, происходившее под лозунгом установления равенства и справедливости. Однако после победы восстания и низвержения Аглабидов власть в Тунисе захватил тогдашний глава секты исмаилитов Убейдаллах, прибывший из Сирии и выдававший себя за потомка Али и Фатимы — зятя и дочери Мухаммеда. Он провозгласил себя махдием, т. е. мессией, и халифом. Вскоре он предательски убил своего ставшего уже ненужным соратника Абу Абдаллаха аш-Шии. Так сложился в Тунисе и Алжире исмаилитский халифат Фатимидов (909—1171). Столицей его стал новый город Махдия.

Захватив земли феодальной знати государства Аглабидов, наиболее крупные деятели исмаилитства во главе с Фатимидами превратились сами в феодальную знать. Берберские кочевые племена и крестьяне, не получившие обещанного им облегчения от налогового бремени и горько разочаровавшиеся в обманувших их ожидании Фатимидах, стали восставать против них. Тогда фатимидские халифы постарались направить энергию воинственных берберских племён на внешние завоевания. Особенно упорные попытки предпринимали Фатимиды для завоевания богатого Египта.

Египет в X—XI вв.

Фактически независимым от Аббасидского халифата Египет стал в правление тюркской династии Тулунидов (868—905). Затем Аббасиды на короткое время вернули власть над Египтом, но в конце концов их наместник в Египте ихшид (это был титул князя Ферганы, пожалованный ему халифом ещё до назначения в Египет) основал здесь самостоятельную династию Ихшидидов (935—969). В 969 г. войска Фатимидского халифата завоевали Египет. Столица Фатимидов была перенесена во вновь основанный в непосредственной близости от Фустата город на реке Ниле — Каир (по-арабски ал-Кахира — «Победоносная»). К концу X в. Фатимиды завоевали также Палестину, Сирию и Хиджаз с Мединой и Меккой.

Сельское хозяйство Египта, как и раньше, зависело от разливов Нила. Управление развитой и сложной ирригационной сетью находилось в руках государства, что усиливало власть фатимидского халифа. На многих землях снимали два урожая — зимний (пшеница, ячмень, бобы, горох, чечевица, лук, чеснок, клевер, лён) и летний (дыни, сахарный тростник, кунжут, хлопок, индиго, фасоль, баклажаны, чёрная редька, репа, салат-латук, цветная капуста). Очень большое распространение в Египте имели виноград, финиковая пальма, апельсины, лимоны и другие плодовые деревья. Много зерна и льна вывозилось из Египта в Византию, с которой Фатимиды большей частью находились в мире.

Обладание богатым Египтом, с его высокоурожайными землями, значительными ирригационными сооружениями Нильской долины и огромными доходами от посреднической транзитной торговли и ремесленного производства давало Фатимидам исключительно большие материальные средства. Это позволило им сделать свою власть и свой центральный аппарат более крепкими, чем это было в других феодальных государствах Востока. До середины XI в. власть фатимидских халифов была исключительно сильна. Наибольшую часть земельных владений в Египте до XI в. составляли государственные земли. Государство либо само эксплуатировало эти земли, либо сдавало их на срок до 30 лет землевладельцам-арендаторам, ответственным за уплату поземельной подати. Прежние византийские землевладельцы, остававшиеся ещё в первые столетия арабского владычества, ко времени Фатимидов исчезли. Но до начала XI в. сохранялось значительное землевладение христианских (монофизитских) монастырей.

Большинство сельского населения, особенно в Верхнем Египте, до XI в. состояло ещё из коптов-христиан, потомков древних египтян. Непосредственные производители, как христиане, так и мусульмане, оставались прикреплёнными к земле и не могли переходить на другие места без специального разрешения. Каждые 30 лет производилась новая перепись земель. Основными налогами были подушная подать с немусульман (джизья), уплачиваемая деньгами, и поземельная подать (харадж), взимавшаяся здесь деньгами также с купцов и ремесленников, хотя они и не владели землёй. Финансовый аппарат в значительной части формировался из коптов-христиан и иудеев. Это было выгодно для Фатимидов, ибо в случае народных волнений можно было все притеснения отнести за счёт злоупотреблений чиновников-иноверцев.

Городская жизнь и товарное производство в Египте были более развиты, нежели в других странах Средиземноморья. По описанию таджикского поэта-путешественника XI в. Насир-и Хусрау, в Каире одному только халифу принадлежало 8 тыс. домов, сдаваемых в наём и в аренду (под ремесленные мастерские, торговые помещения, склады и жильё).

Из отраслей ремесла первое место занимало ткацкое — производство льняных, шерстяных, хлопчатобумажных и шёлковых (на привозном сирийском шёлке-сырце) тканей. В государственных мастерских по выделке тканей с золотым шитьём работали частью наёмные мастера, а частью рабы. В Египте производили также цветные фаянсовые изделия, лучшее стекло, тростниковый сахар, мыло и т. д. Египтом велась активная внешняя торговля со странами Средиземноморья, особенно с итальянскими городами Амальфи, Пизой, Флоренцией, Генуей и Венецией. С XII в. стала расти транзитная торговля с Индией.

До конца X в. в Египте проводилась политика веротерпимости. Но в начале XI в. халиф Хаким (996—1021), чтобы ослабить недовольство низов мусульманского населения своей налоговой политикой, прибег к демагогическим мерам — начал небывалое по своей жестокости преследование христиан и иудеев (прекращённое после его смерти) и конфисковал земли христианских монастырей.

Падение Фатимидского халифата

Во второй половине XI в., при халифе Мустансире (1036— 1094), центральная власть в Фатимидском халифате ослабела. Рост политического влияния гвардии мамлюков привёл к тем же последствиям, что и в государствах Аббасидов, Саманидов и других: халиф превратился в простое орудие военной гвардейской верхушки. Вспыхивали частые мятежи и междоусобия тюркских и негритянских гвардейцев. Ослабление военной мощи Фатимидов привело к потере Алжира и Туниса (в середине XI в.); Сирия и Палестина были захвачены сельджуками и западноевропейскими крестоносцами.

Основной причиной ослабления центральной власти было дальнейшее развитие института икта за счёт фонда государственных земель. Икта отдавалась военным чинам сначала во временное держание. Однако к концу господства Фатимидов икта и в Египте фактически превратилась в наследственный лен (феод). К этому же времени преобладающая часть земельного фонда вместо с сидевшими на земле крестьянами уже находилась в руках владельцев икта. Утверждение в прибрежной полосе Сирии крестоносцев, с которыми Фатимидам в XII в. пришлось выдержать тяжёлую борьбу, и захват Сицилии норманнами (1071 г.) лишили Фатимидов прежнего преобладания на Средиземном море и постепенно привели к переходу средиземноморской торговли в руки итальянских городов.

Политическое могущество Фатимидов всё время ослабевало. Наконец, в 1171 г. взятый Фатимидами на военную службу энергичный военачальник Салах-ад-дин (Саладин в европейских источниках), сирийский курд, при поддержке гвардии и феодального ополчения произвёл военный переворот. Салах-ад-дин низложил последнего фатимидского халифа Адида и провозгласил себя султаном, а духовным главою признал суннитского аббасидского халифа в Багдаде. Так в Египте утвердилась новая династия Эйюбидов (1171—1250).

Салах-ад-дин успешно воевал с крестоносцами и отнял у них почти всю Палестину, кроме прибрежной полосы, а также Иерусалим (1187 г.). Он завладел также большей частью Сирии, с городами Дамаском и Алеппо, и Верхней Месопотамией. Используя крупные силы феодальных ополчений, преемники Салах-ад-дина успешно боролись с крестоносцами, отразив все их попытки высадиться в Египте. В то же время Эйюбиды сумели сохранить дружественные отношения с Венецией и извлечь выгоды от развития торговли с нею, а отчасти и с другими городами Италии.

Альморавиды

В середине XI в. в Северной Африке началось новое движение берберских кочевников и крестьян, направленное против притеснений со стороны местных феодальных владетелей. Движение это развивалось под религиозной оболочкой борьбы с «отступлениями» правящей верхушки от мусульманского закона и требования восстановить «чистоту исламской веры». Проповедником «восстановления закона», а вместе с тем и «священной войны с неверными» в Магрибе, в среде берберских племён, выступил богослов Абдаллах ибн Ясин. Его сторонники именовались ал-мурабитун, буквально «борцы (с неверными) в пограничных пунктах». Эго арабское наименование жители Испании позднее переделали в альморавиды. Тем же именем стала называться династия, основанная около 1061 г. одним из учеников Ибн Ясина, Юсуфом ибн Ташфином.

Альморавиды покорили к концу XI в. почти весь Магриб, сделав столицей нового государства город Марракуш (Марокко). Руководители движения, захватив земли и богатства низложенных правителей, ничего не сделали для народных масс. После распада Омейядского халифата в Испании (1031 г.), в связи с ростом феодальной раздробленности, мелкие мусульманские правители в Южной Испании были не в состоянии своими силами сопротивляться реконкисте. Когда войска короля Леона и Кастилии Альфонса VI овладели Толедо (1085 г.), мусульманские эмиры Испании призвали на помощь войска Альморавидов. Юсуф ибн Ташфин переправился в Испанию во главе большого ополчения из фанатически настроенных берберских кочевников и в битве при Заллаке нанёс страшное поражение испано-христианским ополчениям. Движение реконкисты было на некоторое время задержано. Но, отразив войска испано-христианских государств, ополчение Юсуфа ибн Ташфина вместо того, чтобы возвратиться в Африку, обратило своё оружие против мусульманских эмиров в Южной Испании и захватило их княжества одно за другим.

Так под властью государства Альморавидов оказались Магриб, Южная и Юго-Восточная Испания. Внутренняя политика династии Альморавидов характеризовалась покровительством феодальной военно-кочевой знати, увеличением податей с оседлых крестьян и горожан, усилением влияния наиболее реакционных слоев мусульманского духовенства, притеснениями христиан и иудеев, а вместе с тем гонением на светскую культуру, в частности на естественные науки и философию. Дело доходило до публичного сожжения книг. Уровень культурной жизни резко снизился.

Альмохады

Политика Альморавидов вызвала в начале XII в. новое движение среди берберских кочевых племён Магриба. Как и начальное движение Альморавидов, это движение облеклось в форму религиозной проповеди о необходимости вести борьбу против роскошной жизни знати и нарушений ею мусульманского закона. Проповедники призывали возвратиться к «чистоте первоначального ислама» и усилить «священную войну с неверными». В качестве «апостола» на этот раз выступил бербер-богослов Ибн Тумарт, требовавший «очищения» исламской веры от разных «новшеств», вроде распространившегося в IX—X вв. культа святых, их гробниц и священных мест. Считая этот культ «идолопоклонством», отступлением от основною мусульманского догмата единобожия, Ибн Тумарт называл одних только своих последователей «единобожниками» (по-арабски ал-муаххидун, в испанском произношении альмохады).

Ибн Тумарт объявил себя махдием, т. е. посланным богом мессией—восстановителем веры. В 1121 г. большое берберское племя масмуда признало нового махдия своим главой. Так было положено начало теократическому Альмохадскому государству, во главе которого стоял «непогрешимый» махдий, а затем его преемники, также «непогрешимые» имамы-халифы. При махдии был создан высший совет из 10 главных его учеников, руководивший государственными делами. В особо важных случаях вместе с этим советом десяти заседал еще другой совет из 50 представителей берберских кочевых племён.

«Мусульманами» и «единобожниками» отныне признавались только последователи махдия Ибн Тумарта, а все прочие именовались «неверными» и «многобожниками». Война с ними была объявлена религиозным долгом. Первый имам-халиф Абд ал-Мумин, ученик Ибн Тумарта, захватил город Марракуш и весь Магриб, разбив войско Альморавидов (1146 г.), а вслед за тем завоевал и их владения в Южной Испании. После победы руководители альмохадского движения в свою очередь завладели землями, поместьями и богатствами свергнутых сторонников Альморавидов. Альмохадам удалось нанести испано-христианским рыцарским ополчениям в Испании тяжёлое поражение в 1195г., но совсем остановить реконкисту они не смогли. Политика Альмохадов в Южной Испании отличалась ещё более реакционным характером, нежели политика Альморавидов.

Но и в своих африканских владениях Альмохады не провели никаких реформ и не заботились о развитии земледелия и скотоводства. Надежды рядовых кочевников на Альмохадов сменились разочарованием. В 1212 г. альмохадские войска в Испании были наголову разбиты соединёнными ополчениями испано-христианских государств, после чего движение реконкисты сделало быстрые успехи. Лишившись поддержки берберских племён, Альмохадское государство в Африке начало быстро распадаться на мелкие феодальные владения. Прежде всего Альмохады потеряли Тилимсан (Тлемсен), потом Тунис, и, наконец, в 1269 г. новая династия Меранидов отняла у Альмохадов Марракуш и положила конец их правлению.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Магриб и Египет в X—XIII вв." в других словарях:

  • Африка. Средние века — Северная Африка и Египет в VIII — первой половине XII вв. Северная и Северо Восточная Африка. Средневековье Северной Африки и Египта тесно связано с Северным Средиземноморьем. Начиная с III в. Египет и страны Северной Африки, входившие в… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • История Африки — Содержание 1 Развитие гоминид и Человека разумного в Африке 2 Палеолитические следы человека …   Википедия

  • Сахель — Местоположение Сахель в Африке Сахель (от aрабского ساحل, сахель, в переводе означает «берег», «граница» или «побережье») тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между …   Википедия

  • Африка. Литература — Словесное творчество народов Африки восходит к глубокой древности. На протяжении тысячелетий оно развивалось в устной  коллективной (см. . ) и письменной (индивидуальной) формах. Очаги письменной литературы в древности существовали на территориях …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Тунис — 1) столица гос ва Тунис. Известен за несколько веков до н. э. как пригород Карфагена, названный по имени финик, царицы Луны Танит. В 698 г. захвачен арабами, и название превратилось в Тунис. См. также Карфаген, Магриб. 2) Тунисская Республика,… …   Географическая энциклопедия

  • Собор Монреале — Кафедральный собор Кафедральный собор Монреале Duomo di Monreale …   Википедия

  • Кафедральный собор (Монреале) — Кафедральный собор Кафедральный собор Монреале Duomo di Monreale Ансамбль собора. Вид сверху …   Википедия

  • Кафедральный собор Монреале — Кафедральный собор Кафедральный собор Монреале Duomo di Monreale Ансамбль собора. Вид сверху …   Википедия

  • Кафедральный собор в Монреале — Кафедральный собор Кафедральный собор Монреале Duomo di Monreale Ансамбль собора. Вид сверху …   Википедия

  • Собор Монреале — Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале (итал. Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova) архиепископский кафедральный собор, расположенный в Монреале пригороде Палермо. Важный памятник норманнской архитектуры, основанный… …   Католическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»